Интернет как среда ведения бизнеса и маркетинга

Люди, вступающие в самостоятельную жизнь в XXI в., раньше знакомятся с компьютером и Интернет, чем с традиционным мар­кетингом. Информационные технологии сегодня не просто обслуживают маркетинговую активность, они детерминируют, определя­ют маркетинг, диктуя ответы на вопросы: что, как, когда, кто, где и почему.

Новые информационные технологии побуждают со­временное поколение маркетологов видеть бизнес, менеджмент и маркетинг через призму электронных технологий и Интернет.

Интернет (Internet) — это глобальная информационная сеть, объединяющая более 50 тысяч различных компьютерных сетей. Это гигантская сеть компьютеров, соединенных спутниковой, оптово­локонной, беспроводной и другими видами связи, размещенных по всему миру и коммуникатирующих друг с другом.

Интернет создает новое глобальное информационное пространство, кибер-пространство — cyberspace. Маркетинг, ведущийся в Интернет, называют «интернет-маркетинг», «онлайн-маркетинг», «кибермар-кетинг». Интернет-маркетер сегодня автоматически — глобальный маркетер.

Интернет была создана американским правительством и во­енными исследовательскими организациями на случай коммуни­каций при войне. Затем к ней начали присоединяться ученые, уни­верситеты, бизнес. Устроена Интернет так, что уничтожение од­ной части не останавливает работы сети.

Девизом создателей и пользователей явилась фраза: «Интернет неуничтожима!» Изначаль­но Интернет представляла эффективные возможности информа­ционного обмена. Однако достаточно долго большинство людей за пределами университетов и военных структур — не специалистов в области информационных технологий — считало использование Интернет слишком сложным. Изобретение World Wide Web, или WWW, графической системы информации Интернет в 1993 г., положило начало притоку в Интернет все более широких кругов пользователей.

Сегодня ни одно государство и ни одна организация не об­ладает полномочиями управления Интернет и не содержит ее. В какой-то степени эта сеть сетей управляется на общественных началах добровольцами и общественными организациями, пред­лагающими нормы поведения и параметры работы в этой глобаль­ной информационной супермагистрали.

Интернет — самое быстро развивающееся средство информа­ции. Если для достижения 50-миллионной аудиторий пользователей радио потребовалось 38 лет, телевидению -13 лет, то Интернет — всего 5 лет.

К началу 2002 г. число пользователей Интернет во всем мире по разным оценкам составляло от 350 до 900 миллионов. 60% аме-

Средства информации Годы
Радио 38
Телевидение 13
Кабельное телевидение 10
Интернет 5

 

риканских семей имели в это время доступ в Интернет из дома. В сентябре 2001 г. покупки через Интернет сделали более 15 милли­онов домохозяйств. В 2002 г. число пользователей Интернет во всем мире достигло одного миллиарда (//cyberatlas.com/ big_picture).

В России вовлеченность населения в интернет-коммуникации существенно ниже. В 2001 г. 85% российских граждан никогда не имело доступа к компьютеру. Неудивительно, что сетью Интернет в то время в России было охвачено лишь 3% населения (в Моск­ве — 11% и Санкт-Петербурге — 5,8% населения).

Однако число российских пользователей Интернет стремительно растет. В последние годы рост числа обитателей Ру­нета составлял 40-80% в год. В 2002 г. их было уже 12 миллионов.

Российский сегмент Интернет — «Рунет» — относительно мо­лод. 19 сентября 1990 г. произошло событие исторической значи­мости — домен «.SU» (Soviet Union) был зарегистрирован в базе данных InterNIC. Западные аналитики считают, что появление новых информационных технологий (факса и Интернет), децент­рализованных по своей сущности и потому не подлежащих тота­литарному контролю советских чиновников из единого центра, явилось одним из факторов распада СССР.

Современное информационное общество и его дальнейшее развитие базируются на знаниях, неуклонно трансформирующих­ся в электронную форму. Основу информационного общества со­ставляет бурно растущая сетевая электронная экономика.

Элект­ронная экономика включает производителей, поставщиков, про­давцов, покупателей и пользователей информации и знаний в электронной форме. Это интернет-порталы, электронные рынки и магазины, торговые площадки и биржи, корпоративные инфор­мационные системы, системы коллаборативнои коммерции и

интегрированные комплексы, электронные финансовые услуги, электронное обучение, электронная почта, электронные СМИ, электронное правительство.

Сегодня можно утверждать, что Интернет явилась революци­онным фактором реструктуризации отраслевой структуры мировой экономики, систем управления и бизнес-процессов корпораций и компаний.

Интернет — это среда, в которой ведется проектирова­ние конструкции машиностроительной продукции, разрабатыва­ются программные продукты, ведется образовательный процесс, оказываются финансовые услуги, покупаются и продаются това­ры, услуги и идеи. Интернет — среда управления производством и компанией в целом, среда управления отношениями с клиентами в глобальном масштабе.

В Интернет сегодня размещены электронные представитель­ства и корпоративные порталы компаний, фонды крупнейших библиотек, электронные версии периодических изданий и инфор­мационные агентства.

Во всемирной компьютерной сети покупа­ется и продается информация и потребительские товары, авиаби­леты, автомобили, энергоресурсы, древесина, металлолом, бума­га. Здесь работают металлургические биржи (Europe-steel.com, Metals-Russia.com, Aluminium.com, Worldbid.com, e-MeteX, rusmet.ru, MetalTorg.ru), электронные площадки торговли углево­дородами (Oil-On-Line.com), сельскохозяйственные биржи (AgEx.com), биржи широкого профиля (Factura.ru), системы элек­тронной дистрибуции (e-distribution) компаний Intel, Cisco Systems, системы электронного снабжения (e-procurement; WalMart, General Motors, Ford.

Традиционная индустриальная экономика превращается в элек­тронную экономику. Бизнес, менеджмент и маркетинг все реши­тельнее перемещаются в Интернет. Не случайно на рубеже XX и XXI столетий бывший президент компании Intel Знди Гроув зая­вил, что в следующее пятилетие все фирмы будут интернет-ком­паниями или их не будет вообще.

Интернет-технологии создают основу для интранет (intranet) — внутрикорпоративных сетей, позволяющих занятым коммуника-тировать друг с другом и получать доступ к корпоративной инфор­мации. Корпоративные сети, обеспечивающие коммуникации меЖДУ компанией и ее отдельными потребителями, поставщиками и биз­нес-партнерами за пределами компании, называются экстранет (extranet).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)