Юридическое значение целей Европейского Союза
Будучи закрепленными в учредительных документах как источниках первичного права ЕС, цели Союза обладают высшей юридической силой в его правовой системе. Отступление институтов ЕС от этих положений, совершение ими действий в корыстных или иных целях, не совместимых с закрепленными в учредительных документах, может привести к отмене (аннулированию) изданных ими актов Судом ЕС, в частности, по таким основаниям, как “нарушение Договоров” или “злоупотребление полномочиями” (ст. 263 ДФЕС).
Поскольку нормы-цели учредительных документов ЕС одновременно выступают отражением общих целей государств-членов, соблюдение этих норм также является обязательным для органов власти и должностных лиц, действующих в рамках каждой отдельной страны ЕС.
Применительно к различным аспектам национальной политики государств-членов нормы-цели, закрепленные в учредительных документах ЕС, адресованы не только институтам Союза, но и государствам-членам. Например: “Государства-члены проводят свою экономическую политику, чтобы способствовать достижению целей Союза, как они определены в статье 3 Договора о Европейском Союзе” (ст. 120 ДФЕС), “Для достижения целей, изложенных в статьи 3 Договора о Европейском Союзе, государства-члены и Союз в соответствии с настоящим разделом стараются разработать скоординированную стратегию в поддержку занятости” (ст. 145 ДФЕС).
Как отмечалось выше, Союз может использовать предоставленную ему компетенцию не произвольно, а лишь для достижения поставленных перед ним общественно-полезных целей.
О том, что реализация компетенции, предоставленной ЕС, связана его целями, говорят и принципы компетенции ЕС, которые станут предметом рассмотрения в следующем параграфе. В соответствии с одним из них Союз обязан действовать только в пределах компетенции, предоставленной ему государствами-членами в ДЕС и ДФЕС, и только “для достижения целей, установленных этими Договорами” (принцип наделения компетенцией). Другой принцип (принцип пропорциональности) запрещает Союзу выходить “за рамки того, что необходимо для достижения целей Договоров”.
В то же время следует иметь в виду, что цели Союза, даже специальные, сформулированы в учредительных документах в абстрактных выражениях. Это открывает простор для их расширительного толкования. Подобного толкования, как правило, придерживается Суд ЕС при рассмотрении поступающих ему дел об оспаривании правовых актов и других источников вторичного права, изданных институтами ЕС.
Необходимость достижения целей ЕС, даже при отсутствии у него специальных полномочий, также может служить основанием для расширения масштабов деятельности Союза на международной арене (внешнеполитической деятельности ЕС), поскольку согласно ст. 216 ДФЕС он может заключать разнообразные международные соглашения с третьими странами и международными организациями не только “когда это предусматривают Договоры”, но и в иных случаях, в частности, когда заключение международного соглашения “является необходимым для достижения в рамках политики Союза одной из целей, указанных Договорами” (ст. 216 ДФЕС).
- Материальные гарантии Европейского Союза
- Процессуальные гарантии Европейского Союза
- Внесудебные механизмы защиты как институциональная гарантия Европейского Союза
- Судебная защита как институциональная гарантия Европейского Союза
- Характеристика гарантий прав и свобод человека и гражданина
- Основные обязанности человека и гражданина
- Ограничения на осуществление основных прав и свобод
- Виды политических прав и свобод
- Личные и гражданские права и свободы
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу