Сократический диалог
Опыт проведения программ обучения практическим навыкам показал, что самым сложным делом для начинающих юристов является задавание вопросов. При этом затруднения возникают и с содержанием вопроса (что спрашивать? о чем спрашивать?), и с формулированием вопроса (как спрашивать? как построить вопрос?), и с целью задавания вопроса (для чего спрашивать?).
Ведь готовность правильно сформулировать вопрос и показывает высокий уровень владения материалом независимо от предмета. При этом можно поставить себя на место преподавателя и задать самому себе или коллеге вопросы «от имени преподавателя». В юридических вузах и в программах повышения квалификации западных юристов особенно популярен такой метод, как «сократический диалог» («сократов диалог», «сократический семинар», «метод Сократа»).
На занятиях обычно нет цели поймать кого-то в логическую ловушку.Смысл «сократова диалога» в разработке цепочки вопросов, приводящих отвечающего к какому-либо выводу. При этом правила такого диалога предполагают, что один человек все время только задает вопросы, адругой только отвечает на них (ситуация аналогичная допросу в суде).
В соответствии с целями «сократова семинара» вопросы разного типа обычно направлены на прояснение позиции собеседника по какой-то проблеме:
- Как вы считаете, надо ли соглашаться с клиентом при определении стратегии? Почему вы так считаете? (Вводные вопросы.)
- Что вы имели в виду? Как вы можете по-другому сформулировать свою позицию? (Прямые уточняющие, проясняющие вопросы.)
- Что дало вам основание сделать такой вывод? Какие аргументы вы можете привести в подтверждение своей позиции? (Вопросы, вскрывающие аргументацию.)
- Не похоже ли будет тогда положение юриста на положение врача, который без раздумий выписывает рецепт по просьбе пациента? (Вопросы с использованием аналогий.)
- А что бы сказали по этому поводу сами клиенты? (Вопросы, помогающие встать на другую точку зрения.)
- Не означает ли это, что юрист должен обеспечить уход от ответственности за планируемое правонарушение? (Вопросы с использованием псевдовыводов или крайних позиций.)
«Сократов диалог» приучает не просто грамотно задавать вопросы, но планировать ход диалога, составлять его алгоритм: предполагать возможные варианты ответов и заранее готовить варианты последующих цепочек вопросов. Так появляется «дерево вопросов» (аналогичное «дереву решений»).
- Общее понятие о научении его уровни и виды
- Особенности учебной программы
- Учебная программа как носитель учебного содержания
- Научная организация труда преподавателя права
- Методические основы подготовки учителя к уроку права
- Особенности педагогической деятельности
- Характеристика современного преподавателя юриспруденции в вузе
- Преподаватель права и его роль в образовательном процессе
- Диагностика результативного компонента правовой обученности
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу