Преимущества и недостатки размера предприятия

Размер предприятия оказывает влияние не только на объем производимой предприятием продукции, но и на размер получаемой прибыли.

Мелкие фирмы, найдя на рынке нишу для сбыта определенных товаров, сами выбирают поставщиков и потребителей товаров, выступая посредниками между ними.

Обычно это единичное или мелкосерийное производство, если это производственно-коммерческая фирма, либо вообще уникальный товар или услуга. Риск вложения капитала в малые фирмы достаточно велик, поскольку им трудно конкурировать с крупными коммерческими образованиями, занимающими ту же нишу на рынке.

Малые предприятия, как правило, не обладают достаточными резервами капитала для покрытия временных убытков, а их удельные издержки обращения обычно выше, чем у крупных фирм. Однако мелкие фирмы могут обладать и определенным преимуществами, например, меньшей инерционностью вложенного капитала с возможностью быстрой переориентации на другие секторы рынка, большей оперативностью в принятии решений, более строгим контролем за выполнением обязательств партнерами, относительно низкими административными расходами и т.д.

Средние и крупные фирмы обычно специализируются на выпуске товаров предприятий одной или нескольких отраслей и торговле ими. Если это производственная фирма, речь может идти о массовом или хотя бы серийном производстве товаров. Средние и крупные фирмы вкладывают средства в серьезные исследования рынка, рекламные компании, создание сбытовых сетей и систем технического обслуживания, что часто не могут себе позволить мелкие фирмы.

Средние и крупные фирмы сами определяют обслуживаемый им круг поставщиков и покупателей, коммерческие операции с которыми способны обеспечить стабильную и высокую прибыль. Если новые поставщики или потребители обратятся с предложением о сотрудничестве, то такие фирмы, оценив ситуацию на рынке, могут принять наиболее выгодные заказы на сбыт или приобретение товаров, они могут выбирать с большей легкостью и предъявлять больше требований.

Чем крупнее коммерческая компания, тем большими обладает она возможностями, с одной стороны, воздействовать на увеличение спроса, а с другой – стимулировать производство наиболее перспективных товаров.

К сожалению, даже крупные коммерческие фирмы, действующие на российском рынке, пока работают в основном односторонне, ограничиваясь стимулированием спроса. Только некоторые, в основном крупные, фирмы и АО, имеют возможность финансировать производителей, привлекая для этой возможности кредиты.

Хотя в настоящее время даже в нашем городе в настоящее время идет работа в этом направлении, и многие оптовые фирмы, занимающиеся ранее лишь перепродажей товаров, открывают свои производства, либо расширяют свои оптовые возможности розничной сетью магазинов.

В России малое предпринимательство получило развитие после принятия в 1991 г. Закона о собственности.

В 1995 г. вступил в силу Федеральный закон «О поддержке малого предпринимательства в РФ».

Этим законом определены субъекты малого предпринимательства, которыми являются физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, а также коммерческие организации. В законе также приведены критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства.

Количество работающих (с учетом состоящих в штате, по совместительству и по гражданско-правовым договорам) не должно превышать, чел.:

  • в промышленности, строительстве и на транспорте -100;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30;
  • в оптовой торговле, остальных сферах и при осуществлении других видов деятельности – 50.

Основным преимуществом деятельности малых предприятий является их государственная поддержка, предусмотренная Законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ».

В соответствии с данным законом малые предприятия имеют право на:

  • упрощенный порядок регистрации, лицензирования деятельности, сертификации продукции, предоставления статистической и бухгалтерской отчетности;
  • ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства в размере, в два раза превышающем нормы, установленные для соответствующих видов основных фондов;
  • списание дополнительно как амортизационные отчисления до 50 % первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более 3-х лет;
  • льготное кредитование. Следует отметить, что льготный кредит предоставляется не напрямую государством, а кредитными организациями, которые, в свою очередь, получают от фондов поддержки малого предпринимательства соответствующую компенсацию.

Важным преимуществом малого предпринимательства является гибкость, возможность быстрого реагирования на изменения рыночного спроса.

К преимуществам малого предпринимательства также можно отнести:

  • доступность гражданам за счет небольших первоначальных вложений в основной и оборотный капитал;
  • возможность использования местных сырьевых ресурсов и отходов производства;
  • создание новых рабочих мест;
  • небольшой аппарат управления и, как следствие, низкие накладные расходы.

В большинстве своем размер предприятия определяет выбор организационно-правовой формы функционирования предприятия, и ассортимент выпускаемой продукции и т.д.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)