Предпосылки права на предъявление в суд административного иска

Административный иск – это процессуально-правовое средство инициирования заинтересованным лицом, субъектом (физическим или юридическим лицом, субъектом публичных властных полномочий) рассмотрения судом административного дела, возникающего из административных или иных публичных правоотношений, которое содержит требования к суду о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов или во исполнение полномочий в публично-правовых отношениях.

Предпосылки права на предъявление административного искового заявления – это обстоятельства, с наличием или отсутствием которых КАС РФ связывает возможность предъявления административного иска в суд.

Предпосылки права на предъявление искового заявления разделяются на две категории:

  1. Субъективные предпосылки – это обстоятельства, связанные с личностью административного истца и при наличии которых у него возникает право на предъявление административного иска в суд. Субъективные предпосылки включают процессуальную правоспособность и процессуальную заинтересованность.
  2. Объективные предпосылки – это обстоятельства, которые не зависят от личности административного истца и с наличием которых у него возникает право на предъявление конкретного административного иска в суд

Законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 1.1 КоАП РФ). Предметы ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях определены в статьях 1.3 и 1.3.1 КоАП РФ.

Применению подлежат только те законы субъектов Российской Федерации, которые приняты с учетом положений статьи 1.3 КоАП РФ, определяющих предметы ведения и исключительную компетенцию Российской Федерации, а также статьи 1.3.1 КоАП РФ, определяющих предметы ведения субъектов Российской Федерации.

В частности, законом субъекта Российской Федерации не может быть установлена административная ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных законами и другими нормативными актами Российской Федерации.

В случае, когда международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, применяются нормы международного договора, имеющие прямое и непосредственное действие в правовой системе Российской Федерации.

При этом необходимо учитывать разъяснения, данные Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»). Также к законодательству об административной ответственности можно отнести положения главы 25 АПК РФ.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)