Особенности подготовки к межкультурному взаимодействию

Результаты исследований показывают, что чем больше новая культура похожа на родную культуру, тем менее травмирующим оказывается процесс адаптации. При этом необходимо учитывать, что восприятие степени сходства между культурами не всегда бывает адекватным. Кроме объективной культурной дистанции на него влияют и многие другие факторы: наличие или отсутствие конфликтов, степень знакомства с особенностями культуры страны пребывания и компетентности в чужом языке и др. Серьезное влияние на адаптацию оказывают и ситуативные факторы – уровень политической и экономической стабильности в стране пребывания, уровень преступности, а, следовательно, безопасности.

Существует несколько способов подготовки человека к межкультурному взаимодействию. Так, например, С. Бокнер предложил «модель культурного научения», которая включает:

  • тренинг самосознания, в котором личность познает культурные основания собственного поведения;
  • культурный тренинг, в котором людям дается информация о другой культуре;
  • тренинг атрибуции, который учит давать характеристики ситуациям, объясняющим поведение с точки зрения другой культуры.

Другой ученый К. Роджерс  разработал «американскую модель контраста», которая предполагает тренинг, состоящий в том, что обучаемый и подставное лицо («актер») проигрывают предложенные конфликтные ситуации. При этом поведение «актера» всегда противоположно действиям «типичного американца» в подобных ситуациях.

Для подготовки к межкультурному взаимодействию широкое распространение во многих странах получили так называемые культурные ассимиляторы, цель которых – научить человека видеть ситуации с точки зрения членов чужой группы, а также понимать их.

Культурные ассимиляторы состоят из описания ситуаций, в которых взаимодействуют персонажи из двух культур, и четырех интерпретаций их поведения. Информация подбирается таким образом, чтобы представить ситуации, в которых проявляются значительные различия между культурами. При подборе ситуаций учитываются стереотипы, различия в ролевых ожиданиях, обычаи, особенности невербального поведения и многое другое. Особое внимание уделяется ориентированности культуры на личность или коллектив.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)