Определение исполнительной власти
После принятия ныне действующей Конституции РФ, закрепившей принцип разделения властей, в нормативную практику вошло понятие «исполнительная власть». Оно заменило собой термин «государственное управление». Все органы государственного управления независимо от их уровня стали именоваться органами исполнительной власти.
5 марта 2004 г. Госдума дала согласие на назначение премьер-министром Михаила Фрадкова, в тот же день он назначен на эту должность указом президента РФ.
Конституция РФ отводит премьер-министру семь дней на внесение президенту предложений по структуре правительства. Количество первых вице-премьеров и вице-премьеров в настоящее время законодательно не установлено и определяется президентом. Их численность может быть изменена указом президента.
До марта 2004 г. в России существовало шесть видов органов исполнительной власти: министерства, госкомитеты, федеральные комиссии, службы, надзоры и российские агентства.
Эта система была создана Указом Президента от 14.08.1996 № 1176 «О системе федеральных
органов исполнительной власти», а структура – Указом Президента от 30.04.1998 «О структуре федеральных органов исполнительной власти РФ». Функции министерств и ведомств в этих указах были прописаны очень кратко и нечетко.
Например, министерство должно было: «осуществлять управление в установленной сфере деятельности», а госкомитеты и комиссии: «проводить межотраслевую координацию по отнесенным к их ведению вопросам и функциональное регулирование в определенной сфере».
Указ Президента от 9.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов
исполнительной власти» радикально упростил эту систему, сократив количество видов органов
исполнительной власти до трех видов (министерство, служба, агентство) и четче прописав их общие функции. В соответствии с Указом министерства:
- осуществляют функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности;
- на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно осуществляют правовое регулирование в установленной сфере деятельности;
- в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору,
правоприменительные функции, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации; - осуществляют координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств.
- осуществляют координацию деятельности государственных внебюджетных фондов.
В ведении министерств находятся службы и агентства. Федеральные службы осуществляют:
- функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности и специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности;
- в пределах своей компетенции издают индивидуальные правовые акты;
- не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование.
Федеральные агентства:
а) осуществляют в установленной сфере деятельности функции:
- по оказанию государственных услуг,
- по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору;
б) в пределах своей компетенции издают индивидуальные правовые акты;
в) ведут реестры, регистры и кадастры;
г) не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору.
Сразу же после подписания указа правительство состояло из 14 министерств, 34 федеральных служб и 28 федеральных агентств. В прямом подчинении Президента находятся: МВД, МЧС, МИД, Минобороны и Минюст. Также президенту подчиняется Государственная фельдъегерская служба РФ, Служба внешней разведки РФ, ФСБ России, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ и Федеральная служба охраны РФ.
Под прямое президентское управление попадают также два агентства – Главное управление специальных программ президента Российской Федерации и Управление делами президента РФ.
Даже простое перечисление государственных органов, находящихся под прямым контролем Президента, показывает насколько возросло влияние и власть так называемой «президентской вертикали».
- Теория федерализма
- Судебная власть
- Представительная власть
- Нормативное закрепление принципа разделения властей в законодательстве Российской Федерации
- Американская модель разделения властей
- Принцип разделения властей в трудах Шарля де Монтескье
- Принцип разделения властей в трудах Джона Локка
- Проблема ограничения властного произвола в античной и средневековой традиции
- Теория разделения властей как политико-правовой принцип и научная теория
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу