Нравственные принципы как этико-моральные требования к государственному служащему
Нравственные принципы государственной и муниципальной службы – это совокупность норм, правил и ценностей, которые призваны регулировать взаимоотношения государственных и муниципальных служащих как между собой, так и с другими членами общества в процессе профессиональной деятельности.
Данные принципы призваны создать в коллективе здоровый морально- психологический климат и повысить эффективность государственной и муниципальной службы.
Рассмотрим более подробно каждый принцип.
Принцип служения государству и обществу
Государственная служба предназначена для обеспечения задач государства и его органов.
Сформулируем требования к государственным и муниципальным служащим:
- Служащий любого уровня должен быть политически нейтральным и лояльным к существующему государственному строю: возможна «партизация» госслужбы, здесь главное, чтобы цели и задачи партии максимально отвечали интересам большинства народа;
- Государственный служащий должен служить не конкретному лицу или государственному органу, а Конституции и законам, через них – народу; это служение должно быть закреплено и в моральном сознании госслужащих;
- Прохождение государственной и муниципальной службы должно иметь гласный и открытый характер: она должна быть прозрачной для общества в рамках действующего законодательства.
Принцип законности
Морально-этические нормы нашли отражение в Конституции РФ. Принцип законности обязывает государственных и муниципальных служащих сознательно и уважительно относиться к государственным нормативным актам, которые, в свою очередь, должны содержать моральную составляющую.
Принцип гуманизма
Принцип ответственности
Данный принцип обязывает государственных и муниципальных служащих наряду с юридической ответственностью нести и морально-нравственную ответственность. Ответственность является фундаментальным нравственным качеством личности: это умение отвечать перед своей совестью, перед другими людьми. Таким образом, моральная ответственность – это форма деятельности совести человека, которая включает анализ собственного поведения и соответствия его этическому образцу (идеалу). На государственной службе это представляет собой соотнесение реального поведения чиновника с требованиями профессиональной этики и служебного этикета.
Моральная ответственность государственного и муниципального служащего включает следующие положения:
- госслужащий должен осознавать, что он является выразителем народной воли, а также понимать свою роль и место в структуре государства и общества;
- госслужащий должен принимать моральные обязательства полностью подчинить свою деятельность служению обществу и государству;
- госслужащий должен уметь предвидеть социальные последствия своих действий (бездействий) и поступков; быть готовым нести ответственность не только за противоправные, но и аморальные действия;
- госслужащий должен стремиться к максимальной саморегуляции и самоконтролю.
На уровень моральной ответственности влияют следующие факторы: специфика правового статуса, уровень нравственности в обществе, степень разработанности правовых механизмов ответственности.
Принцип справедливости
Данный принцип обязывает внимательно и справедливо подходить при назначении служащих на новую должность с максимальным учетом всех их достоинств и заслуг.
Потребность в справедливость – самое важное моральное ожидание общества как в социальном плане, так и по отношению к каждому человеку в конкретной ситуации. Любая несправедливость, допускаемая госслужащим, наносит огромный ущерб авторитету власти в целом. Если принцип справедливости декларируется, но на практике нарушается, то бесполезно говорить о консолидирующей роли государства и государственной службы.
Принцип лояльности
Этот принцип является фундаментом в системе государственной и муниципальной службы. Принцип лояльности предписывает служащим уважительно и терпимо относится к государственному строю, политическому большинству, населению страны, своим коллегам.
Принцип политического нейтралитета
Данный принцип утверждает, что государственная и муниципальная служба должна быть вне публичной политики. Политические взгляды и принадлежность не должны быть ведущими при отборе, приеме и увольнении с работы, решении вопросов служебного продвижения, присвоения званий, проведения аттестации. Этот смысл заложен в нормативных правовых актах государственной и муниципальной службы (Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»).
Принцип честности и неподкупности
Данный принцип требует абсолютного неприятия государственным и муниципальным служащим таких явлений, как коррупция и бюрократизм.
Бюрократизм – это чрезмерное усложнение канцелярских процедур, приводящее к большим затратам ресурсов (время, нервы).
В 2010 г. был разработан Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих. Цель Кодекса – это установление этических норм и правил служебного поведения в государственных органах, что должно способствовать укреплению авторитета органов государственной власти.
В данном документе принципы служебного поведения сформулированы как нравственные обязанности:
- исполнение должностных обязанностей добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов;
- соблюдение и защита прав человека;
- независимость от различного рода влияний;
- исключение действий, затрагивающих личные интересы;
- соблюдение ограничений и запретов, установленных федеральным законодательством;
- беспристрастность при решении служебных вопросов;
- соблюдение норм служебной этики и этикета;
- корректность и внимательность при работе с гражданами;
- терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств;
- осуществление мер по недопущению возникновения конфликта интересов урегулирование возникающих конфликтов;
- воздержание от публичных высказываний в отношении деятельности государственного органа или его руководителя;
- уважительное отношение к деятельности представителей СМИ по информированию общества о работе государственных органов;
- стремление обеспечить эффективное распоряжение ресурсами, находящимися в сфере ответственности.
Качественное соблюдение госслужащим положений Кодекса учитывается при проведении аттестаций, служебного продвижения, формировании кадрового резерва, наложении дисциплинарных взысканий
- Механизмы внедрения норм служебного этикета в деятельность государственных и муниципальных служащих
- Внешний вид государственного и муниципального служащего
- Этикет телефонного разговора
- Этикетные правила деловой переписки
- Речевой этикет государственного и муниципального служащего
- Правила служебного этикета при приветствии и представлении
- Этикетные правила взаимоотношений между начальником и подчиненным
- Опыт внедрения принципов морали в деятельность органов власти Японии, Китая и Южной Корее
- Формирование нравственных основ государственной службы Великобритании, Германии, Нидерландов, Канады и Австралии
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу