Лекция-визуализация, лекция вдвоем и лекция пресс-конференция

Лекция-визуализация.

Эта разновидность лекции возникла как результат поиска новых возможностей реализации принципа наглядности.

Психолого-педагогические исследования показывают, что наглядность способствует более успешному восприятию. Это происходит за счет работы обоих полушарий, а не одного левого, логического привычно работающего при освоении точных наук. Правое полушарие, отвечающее за образно-эмоциональное восприятие предъявляемой информации, начинает активно работать именно при ее визуализации.

Преподаватель должен выполнить такие демонстрационные материалы, такие формы наглядности, которые не только дополняют словесную информацию, но сами выступают носителями содержательной информации.

Подготовка такой лекции состоит в реконструировании, перекодировании содержания лекции или ее части в визуальную форму для предъявления студентам через ТСО или вручную (слайды, пленки, планшеты, чертежи, рисунки, схемы и т. д.).

В зависимости от учебного материала используются различные формы наглядности:

  • натуральные (минералы, реактивы, детали машин);
  • изобразительные (слайды, рисунки, фото);
  • символические (схемы, таблицы).

Лекция вдвоем.

Данная разновидность лекции является продолжением и развитием проблемного изложения материала в диалоге двух преподавателей.

Интересно
Здесь моделируются реальные ситуации обсуждения теоретических и практических вопросов двумя специалистами.  Например, представителями двух различных научных школ, теоретиком и практиком, сторонником и противником того или иного технического решения и т. д.

Диалог преподавателей должен демонстрировать культуру дискуссии, совместного решения проблемы; втягивать в обсуждение студентов, побуждать их задавать вопросы, высказывать свою точку зрения, демонстрировать отклик на происходящее.

Преимущества такой лекции:

  • актуализация имеющихся у студентов знаний, необходимых для понимания диалога и участия в нем; создается проблемная ситуация, развертываются системы доказательств и т. д.;
  • наличие двух источников заставляет сравнивать разные точки зрения, делать выбор, присоединяться к той или иной из них, вырабатывать свою;
  • вырабатывается наглядное представление о культуре дискуссии, способах ведения диалога совместного поиска и принятия решений;
  • выявляется профессионализм педагога, раскрывая ярче и глубже его личность.

Лекция – пресс-конференция проводится как научно-практическое занятие, с заранее поставленной проблемой и системой докладов, длительностью 5–10 мин.

Каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной преподавателем программы.

Совокупность представленных текстов позволит всесторонне осветить проблему. В конце лекции преподаватель подводит итоги самостоятельной работы и выступлений студентов, дополняя или уточняя предложенную информацию, и формулирует основные выводы.

Лекцию пресс-конференцию такого рода можно проводить:

  • в начале темы с целью выявить потребности, круг интересов группы или потока, его (ее) модель: установки, возможности;
  • в середине, когда она направлена на привлечение студентов к узловым моментам курса и систематизацию знаний;
  • в конце – для определения перспектив развития усвоенного содержания.

Может быть так, что не все студенты могут задавать вопросы, грамотно их формулировать. Это служит для преподавателя свидетельством уровня знаний студентов, степени их включенности в содержание курса и в совместную работу с преподавателем, заставляет совершенствовать процесс преподавания всего курса.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)