Европейская педагогическая мысль

Европейская педагогическая мысль в XIX веке развивалась под огромным влиянием идей титанов французского Просвещения и великого швейцарского педагога И.Г. Песталоцци.

Крупнейшей фигурой этой эпохи является Иоганн Фридрих Гербарт – немецкий педагог, психолог, философ. Он основатель немецкой педагогической школы XIX века, выдвинувший концепцию 4-х ступеней (принципов) обучения (ясность, ассоциация, система, метод), разработал систему развивающих упражнений, ввел понятие «воспитывающее обучение», теснейшим образом связав его с формальной эстетикой (основоположником которой он также является).

Источник прекрасного он видел в симметрии, пропорции, ритме и т.п. Но основой его педагогики все же стали метафизические и психологические воззрения. Так, философию как науку о понятиях он понимал в духе Канта, однако не априорных, а «данных» во всеобщем опыте, или эмпирических науках. В построении психологии основывался на математических методах, продолжая традицию Декарта, а в трактовке идей апперцепции и бессознательного – на традиции Лейбница.

Другой известный немецкий педагог Адольф Фридрих Дистервег являлся последователем И.Г. Песталоцци. Помимо трудов по педагогике, он автор учебников по математике, естествознанию, немецкому языку.

Он учил, что «нет ничего постоянного, кроме перемены», выступал против религиозного и сословного воспитания, выдвинул идею общечеловеческого воспитания, гармоничного развития физических и духовных сил личности.

«Приучай ученика работать, – писал А. Дистервег, – заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой, приучи его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными силами что-либо усвоить; чтобы он самостоятельно думал, писал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы, вырабатывал из себя стойкого человека».

Основные принципы педагогической системы А.Дистервега: природосообразность, то есть обучение, учитывающее возрастные особенности ребенка, развитие его природных задатков в соответствии с естественными законами природы; самодеятельность – свободное, самостоятельное познание детьми окружающего мира; культуросообразностъ – обучение, соответствующее условиям места и времени.

«Учитель, образ его мыслей – вот что самое главное во всем обучении и воспитании», – писал он. И далее: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить».

Прогрессивные идеи А. Дистервега получили большое распространение в России в середине XIX века. В 1912 г. по инициативе Э. Клапареда и П. Бове в качестве учебного учреждения при Женевском университете был создан Институт Ж.Ж. Руссо, в котором стала вестись подготовка директоров школ (средних, начальных и «новых»), ассистентов педагогических лабораторий по специальностям «психология» и «экспериментальная педагогика», директрис детских садов («домов малюток»), социальных работников по профориентации, работников с аномальными детьми. Принимались в Институт молодые люди с 18-летнего возраста, срок обучения – 2 года.

Интересно
Но главное: вокруг Института образовалась группа исследователей, которые вели разработку серьезных педагогических и психологических проблем. Как вспоминал сын Пьера Бове Даниель, впоследствии ставший лауреатом Нобелевской премии по физиологии и медицине, дети для отца были «просто подопытными кроликами, на которых он проверял свои теории обучения, и это было просто чудесно». Особым признанием пользуется труд Пьера Бове «Инстинкт борьбы».

Несколько слов следует, видимо, сказать о «Доме малюток». Это было дошкольное учреждение (школа – лаборатория), на базе которого сотрудники Института Ж.Ж.Руссо вели экспериментальные исследования. Сама такая практика основывалась на популярной в начале XX века педагогической доктрине свободного воспитания, идущей от руссоистской идеи «естественного человека».

Эта доктрина получила особое признание после удачных опытов по организации «Домов ребенка» по модели Марин
Монтессори – итальянского педагога (она стала первой женщиной-доктором медицинских наук). «Дома ребенка» Монтессори вошли в систему дошкольного воспитания многих стран мира.

Учреждения этого типа ставили в центр воспитательного процесса самого ребенка, обеспечивая ему свободный выбор любого материала для занятий в зависимости от проявляемого ребенком интереса, что, как предполагалось, должно вести к самоопределению ребенком своей стратегии развития. Акцент, таким образом, делался на самовоспитание, педагог же в этой системе имел функцию наблюдателя-экспериментатора.

Французские ученые: психиатр Теодор Симон и психолог Альфред Бинэ – впервые разработали систему тестов для измерения уровня умственного развития, получившую название «Метрическая школа умственных способностей» (1905), где для каждого возраста устанавливалась система заданий. Позже, в 1908 и 1911 гг., они эти тесты усовершенствовали и дополняли возрастными нормами.

Вопросы экспериментальной педагогики разрабатывались Арнольдом Раймондом. Его книга «Образование и экспериментальная педагогика» (1917) оказала большое влияние на педагогические искания того времени. Но родоначальником экспериментальной педагогики по праву считается Эрнст Мейман – немецкий педагог и психолог. Цель его исследований – преодоление недостатков педагогики традиционной школы. Разрабатывая новую концепцию, он привнес в качестве её основы экспериментальную психологию. Особое значение имели работы Меймана по развитию памяти у детей.

Французский педагог Кузине Роже – с 1910 г. инспектор национального образования в Обэ – известен своими исследованиями в области групповой активности. Он – автор систематического эксперимента «свободного труда посредством группы». Другой француз Жюль-Габриель Компейре прославился своими работами: «Критическая история доктрин обучения во Франции» в 2-х томах, «История педагогики», «Курс теоретической и практической педагогики» и др.

На рубеже XIX – XX веков в педагогике и педагогической психологии возникает новое направление, получившее название
«педология». Его рождение было обусловлено проникновением в педагогику и психологию эволюционных идей и развитием прикладных отраслей в психологии, а также экспериментальной педагогике.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)