Право африканских и азиатских государств

Это право состояло из разнородных по содержанию и принципам начал. Ведущим было новое законодательство, но относительную самостоятельность сохраняли и правовые комплексы, привнесенные колонизаторами, а также подсистемы мусульманского права, обычного и традиционного права. Старые нормы подчас проникают в новое законодательство, оказывая влияние на его основное содержание.

Традиционное право в новейшей истории африканских народов модифицируется у каждого народа, характеризуя своеобразие его исторического, культурного, социально-экономического развития.

Выделение традиционного активно служит пониманию того содержания права, которое, возникнув на ранних ступенях развития народов, как опыт прошлого и историческая традиция, изменяясь, приобретая иной смысл и значение, сохранялось в течение длительного времени и вошло составной частью в право некоторых современных государств.

Традиционное право, характеризуемое наличием негосударственных (религиозных) санкций и возможностью его «безгосударственного действия», иногда называют «правом и одновременно неправом», «квазиправом», «которое не всегда является правом с научной точки зрения». Вместе с тем признается, что «известная часть традиционных норм действует вне рамок официального правопорядка. Они воздействуют на развитие права через фактическое массовое поведение, порой противоречащее закону». В западной литературе традиционные нормы нередко именуются «живыми», «негосударственными», «неофициальным» правом.

В ряде государств Африки после приобретения ими независимости новые законы действовали параллельно с нормами мусульманского и обычного права, восходящими к первобытнообщинным традициям. Традиционное в обычном праве выражалось в невысоком уровне его организации, право состояло из разрозненных, подчас несогласованных, противоречивых элементов, сплошь и рядом оно сохранялось в устной форме, причем чрезвычайно трудно было выделить главенствующую норму. Нерасчлененность социальной жизни ряда африканских народов проявлялась и в аморфности права, его синкретичности – слитности с догматами религии, нормами морали, племенными обычаями.

Правовые нормы зачастую невозможно отделить от моральных обязательств. В праве сохраняются коллективистские, уравнительные начала. Оно в значительной мере – право групп и общин. Индивид же получал признание только через принадлежность к отдельным коллективам. Из других характерных черт традиционного в обычном праве стран Африки следует выделить его фольклорную оригинальность, сохранение роли обрядов при применении права. Его нормы излагаются подчас бессистемно, без достаточных обобщений, как частные случаи (казуальность права). В сфере гражданских правоотношений четко выражена неразвитость индивидуальной частной собственности на землю. Например, в Кодексе обычного права Свазиленда, принятом в 1965 г., четко зафиксировано, что «вся земля свази рассматривается прежде всего как собственность верховного вождя».

Ограниченность государственных санкций возмещалась религиозными санкциями. Они рассматривались как ниспосланное сверхъестественными силами. Талиону и композициям далекого прошлого соответствовали принципы компенсации и реституции. Например, в Танганьике, наряду со штрафом, широко применялась компенсация.

В Новой и Новейшей истории в странах Азии и Африки традиционное право, конечно же, не охватывало всей сферы правовой регуляции: еще долго продолжали действовать акты колониальных властей. После приобретения бывшими колониями независимости эти акты либо отменялись, либо изменяли свой смысл и социальное значение. Одновременно ограничивались пережиточные формы и институты права. Резко возросла правотворческая деятельность молодых национальных государств, активно протекали процессы преемственности и рецепции. Право приспосабливалось к условиям развитых товарно-денежных отношений, расширяющихся экономических, политических, культурных связей.

В период колониального господства европейских держав в страны Африки проникает буржуазное право. Существовавшие в Европе отличия в юридических концепциях и понимании права вели к тому, что право метрополии утверждалось в африканских странах различными путями, с помощью разнородных средств и методов. В английских колониях вводилась система английского общего права, основанного на судебных прецедентах. Распространение норм английского права на колонии сопровождалось оговорками о их применении в соответствии с местными условиями. Колониальная администрация и судьи имели возможность изменять, а иногда и не применять ту или иную норму английского права, которая казалась им неподходящей.

Такое положение было использовано, в частности, для существенного ограничения в судебном процессе института присяжных заседателей. Дела, как правило, рассматривались судьей с заседателями, имевшими лишь право совещательного голоса. Континентальные державы (Франция, Испания, Португалия) более прямолинейно насаждали свое право. При посредстве законодательных актов право метрополии провозглашалось действующим в колониях, хотя и с некоторыми ограничениями, дополнениями. В том и другом случаях право колонизаторов применялось преимущественно в городах, тогда как сельское население продолжало жить по своим древним обычаям и нормам обычного права.

Приобретение африканскими народами независимости породило у них стремление в кратчайшие сроки преодолеть былую отсталость также и в сфере права. Благоприятные условия для радикальных преобразований в праве были созданы благодаря активному подключению молодых развивающихся государств к мировым экономическим, политическим, культурным связям. С другой стороны, в африканских государствах сохранялась многоукладность экономики, феодальные, дофеодальные, родоплеменные пережитки; исключительно живучими оказались племенные, религиозные, кастовые различия групп населения. Все это порождало в поступательном движении права африканских государств особые трудности и острые конфликты.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)